KZ | RU
RSS

Навигация

Памятные даты

История Казахстана

Видеотека









Контакты

Почтовый адрес: 040000, г.Талдыкорган, ул. Кабанбай батыра, 48
Адрес электронной почты: kultura-tald@mail.ru
Тел.Факс: 8-/7282/ 24-16-23

Новости

Мужественная женщина Алтынай

Категория: Новости
Дата: 12.10.2017
Просмотры: 13 Печать страницы

     

                                                                           Алтынай Есболат (1924)                                                 

                                                                          Почетный железнодорожник.

                                                                          Участник Великой Отечественной войны

                                                                          1941-1945 г.г.

                                                                          Награждена Орденом Отечественной

                                                                          войны І степени, медали  «За оборону

                                                                          Сталинграда»,«За взятие Берлина», «За

                                                                          победу  над Германией».

 

     Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни
погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и
близких.

Минуло 72 года  с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла она в историю нашей страны. С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание.

Алтынай Есболат  — одна из тех женщин, которой во время войны пришлось надеть шинель и сапоги. Родилась она 1 января 1923 года на станции Матай Аксуского района Алматинской области. Отец ее умер, когда ей было три года. Матери лишилась в девять лет. Воспитывалась в детдоме, а потом в примерной семье. В 1941 году она закончила семь классов когда ей  исполнилось 17 лет. Началась  война. Алтынай по призыву «Заменить на фронте отца, брата» пошла обучаться на курсы, открытые на станции Матай, по подготовке машинистов паравозов. Закончила их и устроилась кочегаром. Вскоре и в поездку отправили с машинистом паравоза Ароном Юрьевичем Казанцом.  Всю дорогу туда и обратно старательно кочегарила. Но во второй рейс казанец отказался брать ее, сказав

       - Не возьму я эту дивчину. Валенок у нее нет, упадет в тендере, а мне отвечать за нее придется.

         Перевели после этого ее кондуктором, поработала и снова пошла на курсы подготовки железнодорожных кадров, но теперь уже в Аягузе. После окончания ей предложили сопровождать наливные поезда по линии Кисловодск-Новосибирск. С начальником поезда приехала в Алма-Ату формировать состав. Но там Алтынай вызвали в политотдел, стали расспрашивать о семье , потом о войне разговор завели.

         -Вот вы совсем еще молодая девушка, а война есть война. Там все бывает – бомбежки, обстрелы, смерть. Сможете оцеплять вагоны, если загорятся, не испугаетесь в такой обстановке?

         -Смогу ответила она. Вагоны я умею и оцеплять, и прицеплять.

         Так и выщло. Утром объявили, что по приказу Военного Совета от Туркестано-Сибирской железной дороги  сформирована  особая резервная колонна паравозов – ОРКП.

         На следующее утро ее  отправили на фронт. Пункт назначения – Саратов. В Саратове  выдали военную форму, все необходимые  для работы на войне и отправили  на Сталинградский фронт. Это было в начале 1943 года. Так они прибыли воевать не с голыми руками, а с 30-ю казахстанскими паровозами. Они выполнили приказ Военного Совета и доставили ОРКП на фронт. С ними и остались служить, обеспечивая войска железнодорожным транспортом.

         Вот тут-то и увидела Алтынай все ужасы войны. Как можно выдержать увиденные тысячи трупов, реки крови? Иногда, чтобы паравоз прошел дальше, выходила бригада и сдвигала трупы с рельсов. Паровоз с бригадой в 13 человек, в составе которой была и Алтынай Есболат, обслуживал Южный фронт. У каждого был напарник-сменщик. Жили в служебном вагоне  состава. Они  подвозили к полю боя военную технику, боеприпасы,  горючее, топливо, обмундирование, продукты, почту, а обратно вывозили санитарные поезда.  Она была и кочегаром, и помощником  машиниста, и сестрой милосердия.

Было очень трудно, работала наравне с мужчинами. А в 1943 году, когда была разбита девизия немецкого фельдмаршала Паулюса, ее состав вез раненых из этой дивизии в Москву. Тогда средства массовой информации не были такими, как сейчас, даже сфотаграфировать их было некому. А надо было показать их народу, чтобы успокоились и поверили – Сталинград немцам взять не удалось. На всех станциях, полустанках и разъездах люди своими глазами  видели побитых, голодных, оборванных, одетых и обутых во что попало пленных. Передавали увиденное  и услышанное другим, вселяя во всех веру-Победа будет за нами.

Шпалы и рельсы были усыпаны трупами. Чтобы проехать, они останавливались и убирали  их на обочину. Хоронить всех не успевали. Многих прикрывал только снег. Алтынай Есболат вместе с другими солдатами собирали разлагающиеся трупы. Собрав более четырехсот трупов  хоронили в братской могиле. Оттуда до сих пор есть без вести пропавшие.

В Крымском направлении они попали в окружение. Немцы целились в паравоз, а у них 6 наливных вагонов с горючим. Комендант принял паравоз под охрану, а им велел отойти в лес.  Всю ночь мерзли – огонь же разводить нельзя. Утром, услышав паравозный гудок, вернулись и приняли посты. Обошлось.

Алтынай Есболат числилась кондуктором, но приходилось и рельсы чинить, и пути  расчищать от заносов и убитых хоронить. Ее пальцы – не от старости были  так изуродованы, а от сцепок и расцепок вагонов. Раньше это делалось вручную.

На рубеже есть три линии  обороны: на первой воюют солдаты, а на вторую и третью они подвозили грузы. Это очень близко даже голоса слышны с передовой. Так  и  воевали,  где  колесить  пришлось.  После  ремонта  в  Балашове  Алтынай

вернулась  в Сталинград. Через некоторое время  ее отправили в Ростов-на-Дону. Оттуда через Таганрог Алтынай Есболат вместе со своими однополчанами вступили на территорию Украины. Обслуживали 4-ый Украинский фронт, который вел освободительные бои за левобережную Украину и Донбасс. Их путь проходил через города Дебальцево, Довженко, Шахтинск, Донецк. Подходили к Днепру. После форсирования Днепра войска 4-го Украинского фронта заняли стратегический плацдарм на правом берегу в районе Черкасс, Кременчуга, Запарожья и стали готовиться на Крымское направление. После открытия дороги на Крым, Алтынай Есболат  наградили значком  «Ударник Сталинского  призыва», наградой только для железнодорожников. После Крымской  операции ее перевели на Харьковское направление.

Харьков тяжело освобождали, горел сильно. Три раза переходил из рук в руки, пока  войска окончательно не укрепили свои позиции. Из Харькова  их перебросили  на 3-ий Белорусский фронт. К Минску ехали через освобожденные к тому времени Смоленск и Оршу.

Учавствуя в некоторых операциях  по освобождению Литвы и Латвии, они продвигались  к Польской границе, которую перешли в Бресте. Штаб остался в городе Кутно, а они через Познань покатили в Германию.

Во Франкфурте-на-Майне  колеса их паравоза остановила долгожданная Победа.Это действительно был праздник со слезами на глазах. В Гданьске получили приказ зацепить дембельский эшелон на Москву. Какое это было счастье-они везли Победителей домой! Но война оставалась еще на Востоке, и в Москве вышел новый приказ отправляться на войну с Японией.

Доехали до Сызрани, когда в пути догнал их другой приказ – держать путь на Казахстан. Вернулась Алтынай Есболат в родной Матай и прочно осела на Туркестано-Сибирской железной дороге. Колесила с мирными грузами по всей стране и в послевоенное время  где проработала почти  полвека, получила звание почетного железнодорожника.  С возрастом работала оператором, весовщиком, билетным и товарным кассиром. В 1986 году вышла на пенсию. 

Своими воспоминаниями о тех тяжелых военных годах,  когда  прошло  уже  много  лет с начала войны, мы все чаще слышим слова о том, что  война – это давно  забытое  прошлое, но слушая  Алтынай Есболат, становится понятно, что для нее война не забыта. Она проникла в её душу, оставив в ней  неизгладимый  след, повлияла  на ее отношение  к  людям. Её  жизнь дает нам настоящий урок мужества.

 Трудные годы, жесткие годы. Но они научили Алтынай Есболат мудрости и любви к людям и Родине.

 Военная летопись  Алтынай  отмечена  46-ю наградами  за  ратные подвиги. Эта мужественная женщина за доблестный труд  в годы войны и на полях сражений удостоена множества награды:  ордена Отечественной войны 1-ой стпени, медали «За оборону Сталинграда», «За освобождение Беларуссии», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За доблестный труд в ВОВ» 1941-1945 годы». Медаль «За трудовую доблесть» Алтынай Есболат получила в мирное время. Сейчас Алтынай Есболат проживает в городе Талдыкорган у нее два сына и две дочери, десять внуков и правнуков которые гордятся ею. Хорошо ли, плохо ли, а жизнь свою прожила. Одного только желает, чтобы никогда больше не было войны.

Документы личного фонда Алтынай Есболат находятся на хранении в Талдыкорганском государственном архиве. В частности такие документы, как статьи, почетные грамоты, воспоминания, поздравительные адреса, фотографии.

 

Автор статьи  Гульнара Шарипова, начальник отдела кадровой и финансово-хозяйственной деятельности  Талдыкорганского

государственного архива Алматинской области